Как сделать ткацкий станок для половиков

Содержание

Ткацкий станок своими руками

Маленький самодельный ткацкий станок

Ручной ткацкий станок используется для производства полотен из разного вида тканей. Произвести его своими руками не составляет труда.

Ручной ткацкий станок своими руками

Но для начала необходимо разобраться в принципах работы и устройстве данного оборудования.

Устройство ткацкого станка

Стандартный ткацкий станок работает, прокладывая нить при помощи металлического прокладчика. На ткацких станках в обязательном порядке установлен зевообразовательный механизм, который перемещает нити основы в вертикальном положении. Он подразделяется на три вида:

  1. Кулачковый тип. Хорошо подходит при производстве тканей с несложными плетениями. Применяется для работы с сатином и небольшим раппортом. Этот тип также подразделяется на два, в зависимости от движения ремизки.
  2. Кареточный. Применяется для сложных рисунков. Ремизок может быть в данном механизме до 34. Перемещение ремизок в каретках происходит при помощи специального подъемного механизма. Ремизки очень разнообразны по своему устройству и функциональности.
  3. Жаккардовый. Наибольшее количество плетений и узоров предусматривает именно этот механизм. Каждая нить в таком механизме поднимается независимо от другой.

Кроме зевообразовательного механизма, станки отличаются шириной заправки. Узкие станки имеют около 220 см, а широкие начинаются с 250 см. В устройстве простого ткацкого станка существует несколько основных механизмов, при помощи которых осуществляется работа:

  • зевообразовательные. Зев может быть открытым и закрытым, а также полуоткрытым;
  • механизмы, которые вводят утку в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани, в этот момент происходит образование нового элемента полотна;
  • механизм для перемещения нити основы в продольном направлении;
  • механизм для перемещения полотна и его отвода. Эти механизмы помогают убрать полотно с зоны плетения;
  • отпускание полотна со станка;
  • бердо – часть станка в виде гребня, через который проходит нить основы. Она используется для прибоя уточной ткани.

схематическое отображение

Кроме того, устройство станка предусматривает наличие направляющих механизмов. Это могут быть прутья, скало, а также шпарутки и грудницы. Также в наличие имеются механизмы пуска и установки. Ремизка – две деревянные планки, которые связаны с толкателями ремизным приводом.

Принцип работы

Процесс работы заключается в передаче движения к центральному валу, а потом на все остальные подвижные элементы станка. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Зевообразование. Имеет три фазы:
    • фаза заступа. Это фаза начала нового зева. Все нити располагаются на среднем уровне;
    • фаза раскрытия зева. Нити перемещаются в нижнее и верхнее положение;
    • фаза выстоя. Полное открытие зева и неподвижное положение нитей;
    • фаза закрытия. Нити перемещаются в среднее положение к фазе заступа.
    • Введение утка в зев.
    • Прибой к краю полотна утки.
    • Движение изделия.
    • Опускания полотна с навоя.

    Основа станка производится из брускового леса. Скрепляться они должны максимально крепко и надежно.

    Ткацкое дело у многих ассоциируется с плетеными ковриками и полотенцами в старых избах. Но в современном мире сотканные полотна имеют большую популярность. При этом сделать ручной станок самому не составляет большого труда. Требуется простой набор инструментов и терпение.

    Для плетения больших изделий потребуется опыт, поэтому начинать необходимо с самых мелочей. Попробуйте сплести салфетку на стол или небольшое полотенце. Сделать это можно даже с небольшим ткацким станком.

    Как сделать ткацкий станок своими руками

    Для производства ткацкого станка своими руками нужно, прежде всего, составить чертеж. По схеме легче ориентироваться в размерах. Чем больше размеры рам, тем больше максимальный размер изготовляемого полотна.

    Затем вам понадобятся две рамы. Одна должна быть большего размера, вторая поменьше. При размере большой рамы – 30 х 10 см. можно связать шарфик для куклы. Для производства станка вам понадобятся рамы в виде четырехугольника. Они могут быть из плоских крепких реек. Затем нужно следовать алгоритму:

    1. В двух рейках сверлятся отверстия в виде округлых проемов.
    2. В отверстия необходимо вставить круглые рейки и закрепить клиньями или другим способом, чтобы они не ходили из стороны в сторону.
    3. В квадратной рейке в средней ее части производятся пазы, в них устанавливается гребенка.
    4. Для полной устойчивости закрепляется дно, желательно фанерное.
    5. Спереди, на круглой рейке, для натяжения нити вбиваются гвозди с промежутком в 5 мм.
    6. Закрепляется задняя рейка, которая необходима для того, чтобы наматывать лишнее полотно.

    Заранее приготовьте размеры зубьев. Они должны быть 7-10 см. в длину, а также 0.5-0.7 см. в ширину.

    Изготавливается гребенка. По стандартам, она должна быть не меньше 15 см. в высоту. Длина гребенки превышает расстояние между боковыми рамами. Производится из толстого листа фанеры.

    Одной из основных частей станка является уток, который поддерживает катушку. Изготовлен может быть, как отдельный механизм из фанеры. На уток наматывается нить.

    Процесс тканья происходит следующим образом: вертикальная рама поднимается с нечетными нитями основы. Затем, при помощи челнока, протягивается нить утка между нечетными и четными нитями основы.

    Опускаем вертикальную раму. Если все правильно, то нечетные нити должны быть ниже четных. Опять протягиваем челнок. Обязательно контролировать ровное наложение рядов.

    Самодельный ткацкий станок не обязательно должен иметь большие размеры. Это может быть маленький вариант, а также детский вариант для обучения детей или игры.

    Мини ткацкий станок пригодится, если нет больших объемов работ. Для начала необходимо взять малый кусок картона. Из него делается вилка, распределяющая нити. Кроме того, можно использовать лист ДСП небольшого размера.

    В фанере отверстия производятся при помощи шила. А для листа ДСП необходимо делать отверстия по краям листа. Рама для мини станка предварительно изготавливается из пластиковых труб.

    На картонку наносится разметка. Карандашом отмечается с шагом в 5-10 мм на противоположных сторонах листа. Провести линии, которые проводятся параллельно неразмеченным сторонам.

    Работает данный ткацкий станок, основываясь на введении нитей, а затем их плетении. Пряжа засовывается в разрез, другой ее конец располагается на обратной стороне. Продевается в виде змейки. Процесс должен идти плавно, чтобы не сгибался картон.

    Процесс плетения

    При помощи такого оборудования можно самому соткать небольшую салфетку, а также обучить ребенка тяжелому ремеслу ткачества. Раньше это умели делать абсолютно все женщины.

    Рисунок ткани получается при помощи чередования нитей различных цветов. Полотна, произведённые на ткацких станках, являются настоящими произведениями искусства.

    Процесс плетения на мини ткацком станке выглядит следующим образом: После распределения нитей основ начинаем плетение. Это можно делать с любой стороны. Под первую нить основы продеваем пряжу и закрепляем ее в разрезе.

    Остальную часть продеваем в виде змейки через нити основы. В конце оборачиваем нить так, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующий ряд должен быть сплетен так, чтобы нить в тех местах, где была сверху, в другом ряду была снизу.

    Так продолжаем чередовать до конца. После окончания работы нужно загнуть разрезы на картоне и бережно снять петли. Затем их разрезаем и связываем узелки.

    самодельный ткацкий станок

    В заключение

    Искусство ткать – это очень трудоемкое занятие. Производство ткани с необходимым узором в домашних условиях – высшее мастерство рукоделия. Главное, что нужно, чтобы начать, это ткацкий станок. Сделать его несложно, важно все рассчитать и составить схему.

    Станок должен быть правильно сконструирован, тогда он может работать и приносить огромную пользу. Кроме того, можно не просто порадовать домочадцев красивыми полотенцами, но и научить этому детей.

    Чем сложнее механизм ткацкого станка, тем более красивые и сложные узоры на нем можно производить, а от размера станка зависит размер изделия.

    Самый простой ткацкий станок. Своими руками

    Скажу честно, что этот «ткацкий станок» и станком то назвать сложно. И тема не свежая, но интересная.

    Наткнулся на неё совершенно случайно и решил «зафиксировать». А вдруг кому-то пригодится.

    Всё просто до изумления и нескольких фото вполне достаточно для того, чтобы и ткацкий станок сделать, и технологию освоить.

    На первый взгляд может показаться, что по такой технологии можно изготовить только самые примитивные вещи. Не торопитесь с выводами. В начале поста я предлагаю вашему вниманию несколько фото работ Susan Johnson, а в конце – видео. Обратите внимание – принцип изготовления панно такой же, как и при изготовлении простого тканого полотна.

    Вам потребуется кусок плотного картона, ножницы, шерстяные (или другие) нитки, иголка или крючок, моток скотча и желание.

    Сначала работы Susan Johnson

    Мастерим ткацкий станок

    А теперь обещанное видео

    06 Окт 2015      admin49h4d5fR94817     Метки: своими руками     950      

    Основы ткачества на станке

    Техника ткачества на станке, о которой вам расскажет этот материал, зародилась еще в 19 веке. Ей плелись ковры, картины, салфетки и даже одежда. Я расскажу вам, как сделать ткацкий станок своими руками и соткать небольшой декоративный коврик и без использования специальных инструментов. Овладев базовыми навыками этой древней и интересной техники вы, без сомнения, сможете создавать и более сложные вещи.

    Материалы и инструменты:

    • плотный картон
    • пряжа
    • ножницы
    • крючок
    • карандаш

    Для создания ткацкого станка своими руками можно использовать кусочек ДСП, фанеры и любых других плотных материалов. Мы же воспользуемся обычным плотным картоном.

    Совет: если вы решили воспользоваться, например, фанерой, то отверстия можно сделать с помощью шила. В таком случае должны получиться не надрезы, как на картоне, а дырочки по краям.

    Делаем ткацкий станок своими руками

    Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12×15 см.

    В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.

    Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.

    Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.

    Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.

    Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.

    Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.

    Продеваем пряжу через надрезы по принципу «змейка». С одной стороны картона мы обвязываем вырезы.

    Изнаночная сторона

    С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.

    Лицевая сторона

    Наш станок готов. Теперь переходим непосредственно к плетению коврика.

    Начинать можно с любой стороны: справа или слева. Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.

    Следующий ряд должен быть проплетен по-другому: одна нить станка снизу, другая сверху, одна снизу, другая сверху и т.д. Далее плетем коврик по той же схеме.

    Для изготовления этого коврика я воспользовалась сплошной цветной акриловой нитью. Если же вы решили использовать разные цветные пряжи, то плести можно следующим образом.

    Сначала по приведенной ранее схеме проплетаете несколько рядов одним цветом. Затем оставляете конец первой нити и вплетаете следующий цвет.

    Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. Таким образом, они не будут видны на готовом изделии и не будут мешаться при плетении коврика.

    Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось.

    Это можно делать при помощи крючка.

    Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

    Если вы использовали в качестве станка более плотный материал (фанера, ДСП), то прежде чем снимать петли, их нужно разрезать с изнаночной стороны.

    Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

    Теперь наш декоративный тканый коврик готов.

    Использовать такое изделие можно как угодно: как подставку под кружку, подложку для подарка или же просто в виде элемента декора. Как подскажет вам ваше воображение. Удачи!

    Портной плюс…

    Сегодняшний пост не по теме шитья, но я думаю, что он придется по нраву рукодельницам!

    У вас тоже есть мешок маленьких клубочков ниток, пряжи, оставшейся после вязания каких-нибудь вещей? У меня таких мешков уже два! Уже и шали вязала из разных мотивов, и в носках все ходят… а они не бывают, клубочки эти) Вот нашла идею, которая меня очень даже заинтересовала. Можно использовать все остатки ниток и обзавестить теплым, красивым, шерстяным пледом. А сотворить такой плед совсем не сложно и вязать почти не придется. Можно изготовить ткацкий мини-станочек своими руками, смотрим как?

    Итак, для пледа совсем не обязательно использовать остатки пряжи, еще лучше пряжу купить новую, если вы хотите, чтобы он получился не разноцветным и разносортным)

    Для работы нам понадобится деревянная рамка со взбитыми гвоздиками, вот такая. Это и есть наш мини ткацкий станочек. От размера рамки будет зависеть размер мотивов-квадратов для пледа, но только поменьше (смотрите ниже)

    Смотрим начало плетения. Привязываем нитку к гвоздику и протягиваем к противолежащему

    Так протягиваем нити по всему периметру

    Далее нам понадобится вот такой длинный крючок

    Продеваем крючок между рядами, как показано на фото

    и протягиваем крючком нитку

    Продолжаем плетение

    Вот такая плетенка должна получиться

    Берем маленький крючок для обвязки

    и обвязываем края плетенки столбиками без накида

    Вот и все)

    А вот вам для наглядности, смотрите, на сколько мотив получился меньше рамки. Учтите это при изготовлении станка

    Далее все мотивы соединяются в единое полотно

    Края пледа при желании можно обвязать крючком

    Взято отсюда

            ________

    К сожалению, для настольного ткацкого станка с бёрдышком не так уж много обучающих материалов на русском языке.
    Поэтому, создавая видеоматериалы по приёмам ручного ткачества, мы постарались восполнить существующий пробел и помочь владельцам этих станков освоить технику работы на одном и двух бёрдышках, а также обучить приёмам создания интересной фактуры и орнаментов на тканом полотне

    Видеокурс Татьяны Сурис "Приёмы ткачества на настольном ткацком станке с одним бёрдышком"

    Видеоуроки "Схемы снования и проборки основы для одного и двух бёрдышек"

    Как работать с видеокурсом

    В последнее время при вседоступности компьютерной техники стали очень популярны обучающие видеоматериалы в самых различных областях, в том числе и в прикладном творчестве.

    Как соткать шедевр «на коленке»: необычные ткацкие станки

    Преимущества такого способа обучения очевидны. Предлагаем Вашему вниманию Инструкцию, которая должна помочь
    разобраться с архивными ZIP-файлами с видеоуроками и разъяснить основные моменты такого способа обучения.

    Приёмы ручного ткачества

    Предлагаем Вашему вниманию видеокурс для начинающих
    "Приёмы ткачества на настольном ткацком станке с одним бёрдышком"

    Курс состоит из 12 занятий, каждое из которых содержит несколько видеороликов, отображающих весь процесс создания тканого коврика (дорожки): от знакомства с устройством ткацкого станка и подбора материалов для основы и утка до подвязывания бахромы у готового изделия – всего 70 видеоуроков.
    Данный комплекс уроков объясняет как пользоваться домашним настольным ручным ткацким станком на примере станка “Эмилия 50”. Пройдя этот курс, Вы научитесь ткать дорожки любой сложности.

    Схемы снования и проборки основы

    Для тех, кто самостоятельно освоил ткачество на настольном ткацком станке с одним бёрдышком
    и хотел бы научиться создавать на тканом полотне интересные орнаменты, предлагаем видеоуроки по созданию креативных узоров на различных схемах снования и проборки основы

    Каждое занятие состоит из нескольких видеороликов, которые фактически являются мастер-классом по приёмам и элементам домашнего ручного ткачества на настольном ткацком станке с бёрдышком.

    Первый этап промышленной революции XVIII века связан с появлением рабочих машин в текстильной промышленности. Вначале были созданы прядильные машины, но одной из главных предпосылок их появления был так называемый «прядильный голод», т. е. отсутствие пряжи, вызванное широким применением ткацких станков с «челноками-самолетами», изобретенными англичанином Кеем 26 мая 1733 года.

    Джон Кей родился в многодетной семье фермера 16 июля 1704 года недалеко от города Бэри в графстве Ланкашир. В юные годы был отдан в обучение к бердовщику из Бэри. Судя по всему, обучение давалось ему легко, так как через несколько лет юноша предложил новый вид берд с металлическими зубьями вместо роговых, деревянных или камышовых. Металлические берда были известны как берда Кея, хотя тот не патентовал их, возможно, недооценивая значение своего изобретения. В девятнадцать лет он начал работу в собственной мастерской, а в двадцать шесть лет — получил первый патент на конструкцию «новой машины для изготовления, сучения и кручения мохера и камвольной шерсти, а также для кручения нитей, годных для использования изготовителями пуговиц, портными и всеми другими, работающими со ссученным мохером и камвольной шерстью и кручеными нитями» . В патенте нет рисунков и описание весьма кратко, так что сейчас трудно судить о том, что это была за машина.

    Через три года Кей запатентовал свой «летающий чел нок» или, как называли его в России, «челнок-самолет». В патентном описании говорится, что предметом изобретения является «вновь изобретенный челнок для лучшего ткачества широких тканей, … шерстяных или льняных». По краям батана были сделаны челночные коробки с гонками, связанными веревкой с рукояткой, которую ткач дергал попеременно влево и вправо. Челнок для улучшения скольжения по склизу батана был оснащен роликами. Позднее изобретатель дополнил свое предложение неподвижной установкой шпули в челноке и осевым сматыванием пряжи.

    Кей организовал компанию для продажи челноков, предлагая их для широких шерстоткацких станков, на которых вместо двух ткачей теперь мог работать один. Во время демонстраций работы челнока он заметил один не достаток, присущий всем челнокам того времени. При полете челнока нить выходила из отверстия в центральной части боковой стенки, при этом шпулька вращалась. При таком способе сматывания нити размер шпулек был ограничен, из-за инерции натяжение уточной нити имело резкие скачки. Эти недостатки стали еще очевиднее при увеличении скорости полета челнока, что достигалось изобретением Кея.

    Кей предложил сматывать нить с уточной шпули в осевом направлении, закрепив шпулю неподвижно. Теперь изобретение Кея включало две идеи: челнок на роликах и его пробрасывание через зев с помощью специальных приспособлений и неподвижную установку шпули в челноке. Однако качество шерстяной пряжи ручного изготовления было низким, она была непрочной и часто рвалась. Владелец мануфактуры имел прямую выгоду, сократив число ткачей, но оставшимся приходилось работать в два раза интенсивнее, что, естественно, вызывало их недовольство С одной стороны, Кею не удавалось получить с фабрикантов отчисления за использование своего изобретения, а с другой — ткачи были настроены открыто враждебно по отношению к нему. В результате в 1747 году из-за тяжелого финансового положения изобретатель переехал во Францию, но и там встретился с теми же трудностями.

    Несколько раз Кей возвращался в Англию с надеждой получить премию за свои изобретения от парламента, но все его усилия были тщетны. В 1753 году толпа, узнав о приезде изобретателя, ворвалась в его дом в Бэри, разрушив все, что там было. Два друга с большим трудом тайком вывели Кея из дома. Это событие отражено в картине, висящей в настоящее время в зале городской ратуши Бэри. Всякий раз после неудачных приездов в Англию Кей возвращался во Францию. В 1764 году его сын Роберт прислал письмо в Лондонское общество искусств и промышленности, испрашивая премию для своего отца за изобретение «летающего челнока». Рукой самого Кея в письме было написано следующее: «У меня есть еще изобретения, кроме тех, которые я опубликовал. Единственная причина, по которой я не обнародовал их, — это плохое обращение, которому я подвергся в Англии со стороны ткачей.

    Тогда я апеллировал к парламенту, но тот не помог мне в моих делах, и мне пришлось уехать за границу зарабатывать деньги для того, чтобы оплатить мои долги и кормить свою семью». Ответа долго не было, но, наконец, он пришел: «Общество не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки» . Можно представить себе обиду изобретателя.

    Кея часто описывают как человека сильной воли, но, безусловно, неудачи наложили отпечаток на его характер. Он подозрительно относился к попыткам французских должностных лиц выяснить что-либо о его изобретениях, часто прерывая переговоры о выплате премий за их использование, отказывался от помощи в распространении изобретений, прерывал переговоры, уезжал в Англию, а затем опять возвращался. Несколько лет в условиях безденежья Кей пытался продолжать эксперименты с текстильными изобретениями. Умер он зимой 1780—1781 годов в крайней бедности. Не сохранилось никаких французских записей о его смерти, могила неизвестна. Такова судьба изобретателя на заре промышленной революции.

    Как сделать настольный ткацкий станок своими руками?

    Лишь сто лет спустя после великого изобретения жители Бэри воздвигли памятник Джону Кею в полный рост и с челноком в руке.

    А успех был таким близким! Уже в середине века «челнок-самолет» стали применять в Англии при выработке бумазеи — узкой ткани с льняной основой и хлопчатобумажным утком. Здесь основа рвалась гораздо меньше, интенсивность труда ткача оставалась одной и той же. При этом «челнок-самолет» значительно повышал выработку одного ткача, так как двигался с большей скоростью.

    Среди других текстильных изобретений Кея — усовершенствование зевообразовательных кулачков на лентоткацком станке, машина для разрыхления и очистки шерсти, машина для изготовления полей фетровых шляп, машина для изготовления кардной ленты, сновальный барабан, веретена для прядения тонкой шерсти, прядильная и чесальная машины.

    По поводу машины для разрыхления и очистки шерсти текстильщики Колчестера обратились с петицией к королю, утверждая, что эта машина, выполняя работу четырех человек, разорит их, и требовали запретить ее использование. В дальнейшем это неприязненное отношение текстильщиков к машинам вылилось в организованное движение «разрушителей машин», в первые массовые выступления рабочих.

    Среди нетекстильных изобретений Кея — ветряной двигатель для подъема воды из затопленных шахт и печь для высушивания солода.

    Из сыновей Кея только Роберт стал изобретателем, предложив в 1760 году первый в мире многочелночный механизм с подъемными коробками. Младший сын Джон много времени провел с отцом во Франции. По возвращении в Бэри он был известен как Кей-француз. Совпадение имен отца и сына внесло некоторую путаницу в научно-техническую литературу.

    Особенно это касалось образования, черт характера, идентификации портретов. Не избежал ошибки даже известный историк ткачества прошлого века А. Барлоу, в книге которого Джон Кей учился за границей, у отца была фабрика в Колчестере. Очевидно, эти сведения относятся к сыну.

    Несмотря на сопротивление ткачей, «челнок-самолет» в течение четверти века распространился по всей Англии, а затем и по всему миру. В Америке «челнок-самолет» был впервые использован в 1787 году на мануфактуре в Беверли, где этим устройством было оснащено 16 ткацких станков, а также на мануфактуре в Бриджуотере, где ткали «джин» и вельвет-корд.

    В России широкое распространение «челноков-самолетов» началось с 1814 года.

    Помимо «челнока-самолета» разные изобретатели предлагали и другие методы усовершенствования ручных ткацких станков. В 1762 году Джордж Глазгоу запатентовал ткачество двух, трех или четырех полотен, соединенных вместе с помощью особой ремизки способом, очень похожим на ручное сшивание.

    Ручной ткацкий станок, который очень напоминал по форме обычный механический станок XIX века, был представлен в 1771 году комитету Лондонского общества искусств и промышленности. Его автором был Олмон, которому в виде поощрения Общество выдало 50 гиней. Вероятно, это был первый станок с батаном, оси лопастей которого располагались внизу. Без сомнения, станок Олмона остался неизвестным пионерам механического ткачества, иначе непременно была бы использована его компактная форма.

    Следующая попытка улучшить ручной ткацкий станок была сделана под руководством Уильяма Рэдклиффа, не верившего в механическое ткачество. Рэдклифф собрал группу своих работников и обратил их внимание на необходимость улучшения конструкции ручного станка. Сначала в 1802 году станку была придана компактная форма, годом позднее был изобретен товарный регулятор с храповиком. Подобный механизм был использован Хорроксом в его станке, что дало Рэдклиффу повод обвинить Хоррокса в незаконном использовании своего изобретения. Созданный под руководством Рэдклиффа станок с приводом от рукоятки, названный «Денди», вероятно, за свой изящный вид, получил широкое распространение. По форме и конструктивному решению он напоминал обычный механический ткацкий станок для широких и тяжелых тканей. По данным профессора Гермбштедта, производительность этого станка достигала 10 уточин в минуту.

    Очень простой станок для ткачества полотняных и саржевых тканей изобрел Шэлл.

    «Челнок-самолет» повысил производительность труда ткачей примерно в два раза и сделал насущной проблему создания прядильных машин в текстильной промышленности, поэтому с полным основанием можно назвать Джона Кея пионером промышленной революции XVIII века. Дальнейший прогресс в производстве тканей связан с внедрением механического ткачества.

    Предыдущая статья:Развитие гладкого ткачества Следующая статья:Первые шаги на пути механизации ткачества

    Первый Механический ткацкий станок — Кто придумал? | Изобретения и открытия

    Основные приемы ткачества — переплетение нитей утка и основы -известны с доисторических времен. Важнейшим новшеством было изобретение челнока, позволяющего быстро пропускать намотанный на шпульку уток через основу. В ходе веков разрабатывалось множество механических приспособлений, облегчающих процесс, пока в 1785 г. не появился станок, способный самостоятельно выполнять все основные операции.

    Первые ощутимые успехи

    В 1728 г. французский ткач Фал кон изобрел ткацкий станок управлявшийся своеобразными перфокартами, направлявшими нити в зависимости от заданного узора. В 1733 г. английский часовщик Джон Кей изобрел самолетный челнок благодаря которому ткачу уже не нужно было пробрасывать уток между нитей основы руками. Теперь один работник мог обслуживать несколько станков и изготовлять ткань любой ширины, и к тому же значительно быстрее. Это значительно удешевило продукцию ткачества.

    От мануфактуры к фабрике

    В 1785 г. англичанин Эдмунд Картрайт сконструировал первый механический ткацкий станок. Громада, приводившаяся в движение сперва лошадьми, а затем паровой машиной, заменяла труд двенадцати рабочих. Но окончательную победу машинное ткачество одержало с изобретением сельфактора, или автоматической мюль-машины. Эта конструкция, целиком изготовленная из металла, была запатентована в 1825 г. английским инженером Ричардом Робертсом. Следующей вехой стал 1950 г.. когда появился бесчелночный станок с сопловым устройством, в котором нить утка проталкивается быстрым потоком воздуха или жидкости со скоростью более 400 бросков в минуту.

    Машины с программным управлением

    В 1805 г.

    Основы ткачества на станке

    француз Жозеф-Мари Жаккар усовершенствовал станок с перфокартами, создав машину, автоматически ткущую заданный узор. Каждая нить основы проходит через особое колечко, соединенное с вертикальным стержнем. Сверху накладывается кусок картона с Дырочками для тех стержней, которые при данном броске утка не должны подниматься. Станок позволял быстро и просто изготовлять узорные ткани. Позже принцип перфокарт лег в основу программирования первых ЭВМ. В 1879 г. Вернер фон Сименс сконструировал первую электрическую ткацкую машину. Станки для ручного ткачества сегодня встречаются только в художественных промыслах.

    5000 г. до н.э.: в Месопотамии и Египте изготааливают первые ткани из шерсти и льна.

    Около 1000 г. до н.э.: появился первый ткацкий станок с жесткой рамой.

    1580 г.: мастер из Данцига Антон Мюллер Старший построил первый лентоткацкий станок

    22.09.2018

    Домашний ткацкий станок

    Как выбрать домашний ткацкий станок, часть 1

    Как выбрать домашний ткацкий станок

    (в помощь начинающим ткачам)

    Часть 1. Настольный или напольный.

    Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда хочет человек ткать, но не может решить, какой  же ткацкий станок ему нужен. Трудно определиться, когда опыта ткачества ещё нет, а чужой опыт или противоречив, или субъективен. И спрашивают нас, «какой станок лучше?».

    Не бывает ткацких станков лучше или хуже, они все разные. Для разных целей и с разными возможностями, разных габаритов  и конструкций. И, соответственно, разные по стоимости.

     У каждого домашнего  ткача (ткачихи) есть свои приоритеты и возможности. Исходя из этого, попробуем разобраться, как не ошибиться при выборе домашнего ткацкого станка.

    Сначала посмотрим, чем отличаются настольный станок и напольный.

    Настольный  ткацкий станок, как правило, меньше по габаритам и по весу. Поэтому его проще куда-то перевезти (например, на дачу) или перенести. Если он складной или разборный, то его проще убрать «в кладовку», когда он не нужен для работы. За эти качества настольный станок ценится теми, у кого ограничено пространство для размещения дома ткацкого станка.

    Но место на каком-то из столов он всё равно занимает. Кроме того, рабочая поверхность  ткацкого станка возвышается над поверхностью стола  (примерно на 15-25 см). Поэтому приходится работать или стоя, или сидя на высоком стуле.

    станок для ткачества половиков

    Или нужно приобретать напольную подставку для станка. Чтобы и работать было удобно, и место на обеденном (или письменном) столе не занимать.

    При работе на настольном ткацком станке, положение ремиз (или положение бёрдышка – жёсткого галева) меняется  руками. Поэтому общая нагрузка на руки, при работе на настольном станке больше, чем на напольном.

    И ещё один нюанс. Один из приоритетов настольного станка – компактность. Но нужно иметь в виду, что уменьшенные габариты настольного станка ограничивают и рабочую зону, и возможности в работе на ткацком станке.

    Итог: настольный станок больше подходит для неторопливого ткачества «для удовольствия» или для ткачества небольших изделий.

    Напольный  ткацкий станок  больше по габаритам, чем настольный. Ему уже нужно «своё» место в комнате. Но и работать на нём удобнее и проще, чем на настольном станке.

    У напольного станка больше рабочая зона (чем у настольного). И, как правило, на валы напольного станка  помещается больше основы и готовой продукции.

    Благодаря габаритам, на нём удобнее размещать разные аксессуары для ткачества, помогающие в работе.

    У напольного ткацкого станка ремизы управляются педалями (ногами), поэтому руки свободны для работы с челноком. Соответственно, и руки меньше устают, и скорость работы – выше.

    Итог:  напольный ткацкий станок требует отдельного размещения, но он комфортнее в работе, чем настольный. На нём можно ткать большие изделия с достаточно высокой производительностью труда.

    Как соткать шедевр «на коленке»: необычные ткацкие станки

    Вы любите ткать, и вдруг оказались вдали от любимого станочка?

    Вы не можете решиться на покупку немаленького и недешевого станка?

    Вы любите осваивать новые техники, но неуверены, что вам нужен ткацкий станок?

    Может быть, вы любите делать все своими руками, даже если проще купить?

    Вы не знаете, чем бы еще занять ребенка?

    Восхищаетесь умением сделать что угодно из чего попало?

    Тогда эта коллекция креатива для вас!

    Ткацкий станок устроен просто, как и все гениальное. Вот вам внешний вид и подробный чертеж:

    Очень уж архаично выглядит? Попробуйте посмотреть на него глазами современного человека! Например, вот так:

    Можно сделать модный современный каркас из пластиковых труб:

    Вот и более компактные настольные станочки для тех, кто еще не готов к большим подвигам:

    Когда сил нет, как хочется ткать, можно сильно упростить конструкцию:

    А если вы готовы начать с чего-то совсем маленького, то можно воспользоваться идеями для бисерного ткачества, ведь на всех этих «станочках» можно ткать и нитками:

    Отдельно хочу сказать о ткачестве на картонках. Обычно ткут, натянув нитки на прямоугольный кусок картона с прорезями.

    Но стоит включить фантазию, и начинаешь понимать, что возможности картонного «станка» практически безграничны:

    Еще креативные идеи:

    Или даже так (дешево, сердито и мелкую моторику ребенку развивает):

    После занятий на мелкую моторику можно переходить к более серьезным физическим нагрузкам:

    Ну а если уж совсем ничего под рукой нет, то прикрепите один конец основы себе к поясу, а второй к собственным ногам — очень древний и уважаемый способ, кстати.

    Думаете, невозможно сделать что-то толковое на подобных штуках?

    Да, не ждите, что ваши первые работы будут выглядеть вот так:

    Но, набравшись немного опыта, вы сможете делать простые и стильные штучки:

    Ткацкий станок — сделать легко и быстро.

    Чудесные тканые коврики украсят любой интерьер. Они придают дому тепло и уют. А коврики, созданные своими руками будут радовать глаз вам и вашим гостям. Подберите цвета ниток, подходящие к вашему интерьеру. Можно в этой технике сделать декор на стену, абажур, салфетки, обернуть кашпо с цветами и тд.

    Но как быть если у вас нет ткацкого станка?

    Очень просто!

    Если есть желание — приступаем к созданию своего домашнего станка.

    Пошаговая инструкция на фотках.

    Успеха!

    http://blog.i.ua/community/2785

    Поделитесь с друзьями:

    Идеи для семьи| Рукоделие: вышивание, вязание, плетение, шитье, изготовление мебели

    На фото: эти полотна сотканы вручную на станке. Фотография взята из этой подборки снимков работ ручного ткачества.

    В книге «Прекрасное своими руками» я нашла подробное описание процесса ручного ткачества и схему настольного ткацкого станка, который можно сделать самому.

    В старину…

    В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.

    Узорчатыми полотенцами в старину на свадьбе невеста одаривала жениха, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники.

    Как правило, все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

    Как сделать ткацкий станок своими руками? Как ткать на станке?

    Если вас интересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станок, изображенный на рисунке.

    Один из валиков станка — навой — служит для навивки на него нитей основы. Другой — для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками.

    Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия-глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель — катушечные № 10 или корд — тонкий шнурок. После ремизок нити основы должны быть пробраны в гребень (он называется бердо), вставленный в раму, которую называют батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков стальной проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и потому может откидываться вперед и назад.

    Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики — их устанавливают примерно посередине станка, — один вверху, другой внизу.

    В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую—нечетные. При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан снова откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.

    Когда наработанная ткань станет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на передний валик, оставив лишь небольшую ее часть, закрепите сначала задний храповик собачкой, натяните основу и потом закрепите передний храповик. Теперь можно продолжить работу.

    Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станок имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, сходя с валика-навоя, а через второй — готовая ткань, прежде чем попасть на валик, предназначенный для нее.

    Челнок — это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить утка наматывается во всю длину челнока во много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.

    Успех вашей работы будет во многом зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу — для нее подойдет катушечная нить №30, 20 или 10. Можно взять и нитки кроше. Сделайте из дерева сновальную раму—она показана на рисунке.

    Нить завяжите узлом на первом колышке рамы, обведите ею соседний колышек, потом ведите к другой стороне доски, обведите там вокруг колышка — и снова в обратную сторону. Так дойдите до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, ведите нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделайте восьмерку. Так вы насновали две нити основы. Продолжайте в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепите последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вденьте в восьмерки толстый шнур и завяжите с обеих сторон узлом. Теперь можно снять — очень осторожно— основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). В таком виде основу можно хранить долго.

    Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.

    Еще до начала навивки нити следует разобрать по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них продет те через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками,- пруток должен поддерживаться ими с одной стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.

    После этого уже пробирайте нити вначале в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком наподобие вязального, но крупнее его, с остро направленной бородкой. Проборку ведут чаще всего слева направо. Первую по счету слева нить пробирают в левый глазок первой от ткача ремизки. Остальные петельки с глазками в это время отодвиньте вправо, чтобы не мешали. Вторую нить пробирают во вторую от ткача ремизку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить — в следующий глазок первой ремизки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков.

    Затем тем же крючком и в таком же порядке проводят проборку в бердо, но только здесь нужно пробирать по две нити сразу в один паз.

    Когда проборка будет окончена, завяжите нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом проденьте в них тонкий металлический пруток, который закрепите на переднем валике двумя гвоздиками так же, как пруток на навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей.

    Как рассчитать количество нитей основы, петель на ремизках и пазов в берде? Допустим, ширина ткани — 32 см, а плотность основы — 10 нитей на сантиметр. Тогда количество нитей будет 32Х 10=320. Количество петель на каждой ремизке будет наполовину меньше, то есть 160. Количество пазов в берде при проборке по две нити в паз будет вдвое меньше, чем нитей, то есть 160.

    Как ткать узоры?

    Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску или клетку («пестроткань» или «пестрядь»). При узоре горизонтальными полосками чередуют прокидки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых. Такой узор может служить каймой небольшого изделия, а сами изделие будет белым. Можно придумать множество вариантов рисунка в горизонтальную полоску.

    Если хотите получить рисунок в клетку, и основу и уток наберите из разных цветов. Рисунок делается также по счету нитей. Например, расчет основы: 10 нитей синих, 4 белых, 10 синих, 10 красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части рисунка называется раппортом, здесь он равен 42 нитям. В утке следует брать те же цвета нитей в том же чередовании, тогда получится правильная клетка. Хотя можно сделать и такой узор, в котором цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.

    Некоторые узоры делаются браным способом.

    Установите ремизки на одном уровне, чтобы четные и нечетные нити основы шли параллельно. Бердо откиньте к ремизкам. Линейку с плавно заостренным концом (она показана на рисунке) пробирайте между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх линейки, часть оставалась внизу. Когда вы проберете все нити основы, поверните линейку на ребро — образуется небольшой зев, сквозь который проведите челнок с нитью утка. Теперь можно вынуть линейку и прибить батаном проложенную нить. Уток ляжет точно так, как вы пробрали линейку,— часть его окажется сверху ткани, часть снизу. После каждой узорной прокидки утка сделайте одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок, как при обычном тканье, которое мы описали выше. Нить узорного утка должна быть примерно втрое толще промежуточного. И, конечно, другого цвета.

    Расчет нитей целиком зависит от задуманного вами узора.

    Ручное ткачество на фото и видео

    Кстати о ручном ткачестве. Чтобы посмотреть фотографии полотен, сотканных вручную, в зарубежном Интернете, я набирала в поиске картинок Гугла weaving handmade, то есть «ткачество хендмейд» по-английски.

    Для просмотра видеороликов о ручном ткачестве на youtube наберите там в строке поиска handmade weaving.

    В 2-х минутном видео, опубликованном ниже, показан традиционный процесс ткачества на ручном станке.

    Те, у кого нет станка, могут посмотреть следующий мастер-класс по ручному ткачеству узкой полоски на карандаше при помощи двух прямоугольников бумаги. Длина видео: 12 минут. Язык: английский, но ход работы понятен по видеоряду.

    Интересная статья? Расскажите друзьям.

    загрузка…

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *